Уже несколько ночей подряд мне снится Иллери. Сплю не в браслете - сны в браслете чересчур психоделичны. Но менталистическая Связь очень сильна. Снов не помню (как обычно), но Иллери классный. Он потрясающе красив своей холодной красотой. Во, теперь, когда я смотрю на него не через память старца Унариро, а глазами Мёрэйна (из-за общей Связи с Илле у меня в сознании ещё много сестры, не забываем)), я понимаю, насколько же он красив )) Унариро так не считал // Пожалуй, это - единственное впечатление, вынесенное из сна (Иллери не был бы рад, вероятно //), но ценен уже тот факт, что он мне снится - красивый, в Звезде, чётко и запоминаемо, среди персонального ада, составляющего мои сны.
Серо-стальные глаза с ярким отсветом в белое. Пронзительный, холодный, всевидящий вгляд проникает в самую душу и читает - с высот до глубин, до дна. Светло-серебристые волосы слегка растрепались, обрамляя прекрасное лицо. Неизъяснимая улыбка играет на тонких губах. -Я знаю каждый ваш шаг. Я знаю каждое движение вашего ума перед тем, как оно оформится в мысль. Вы всерьёз думаете, что можете стать тем, кем не дано было стать мне, пройти по моим следам - и не споткнуться, не упа сть, отправиться дальше и прийти к светлому будущему? Туда, где нет ни печали, ни боли, где общество идеально, и счастлив каждый человек? Вы на самом деле уверены?.. Сдавайтесь. - Вы забываете. Я вижу вас насквозь. Вы не уверены ни в чём и ваш демарш - танец над краем пропасти. Бросайте. Играйте в эти игры с кем угодно. Но не со мной. - Ответный взгляд тёмно-фиолетовых, сливовых глаз похож на ночной омут - кажется ровным, потеряешься и потонешь, если приглядишься. Смугловатая кожа, тёмные волосы с едва уловимым лиловым отливом и тёмные, с изломом, брови, чувственный, но твёрдый рот, бросает слова с убийственной учтивостью. Лёгкая поступь двоих "танцоров", кружево движений, выпад… Сталь с оглушительным звоном скрещивается со сталью. -Быть вашим врагом - одно удовольствие. - Узкие губы, кажется, почти не разжимаются, цедя эти слова. - Вы мне не враг. Но, клянусь, я смотрю в вашу душу и буду пристально следить за вами, хоть из Бездны… Братец. - Последнее слово срывается в крик, и клинки снова встречаются. Противники действительно в точности предугадывают движения друг друга, и ни один удар не достаёт плоти. Слова, всё набирая силу и громкость, звучат, растут, заполоняют всё пространство: - Видит Владычица, я не отступлюсь. Запомните. В каком бы вы ни были праве. Я не отдам вам - ни мою Звезду, ни мою страну, ни мою женщину!! Острая боль в груди рвётся наружу криком - и от собственного вопля Эрмина просыпается. Холодный пот покрывает её кожу. Рука лежит на цветке меарийской Звезды. В груди пульсирует боль. С трудом осознавая себя в настоящем, девушка садится на ложе. Встаёт, пошатываясь. Подходит к зеркалу. Откидывает с лица светло-серебристую прядь. Её глаза в рассветных сумерках блестят сталью, с лёгким отсветом в белое. Словно в беспамятстве, она проводит рукой по лицу. Гонит прочь мучительный кошмар. Возможно ли спать без сновидений? -Возможно ли спать без сновидений, Илле? - Произносит она вслух и вздрагивает от звука собственного голоса. Её взгляд устремлён в зеркало, туда, где на груди сверкает меарийская Звезда. Фигурный цветок о восьми лепестках, Серебро с чернью. Она стоит перед зеркалом, её обнажённое тело прекрасно совершенной красотой, доступной лишь богиням. Она и есть воплощение богини… Женщина, явившая Её волю во плоти. Богиня должна быть безупречной. -Что ж, вероятно, мой рабочий день сегодня начинается чуть раньше. - Эрмина продолжает говорить вслух сама с собой, теперь собственный голос успокаивает её. Отбросив мысль о том, чтобы позвать помощниц, она находит нижнее платье и облачается в его тончайший покров. Точными движениями расправляет складки, прилаживает на места некоторые скрытые детали гардероба, суть которых известна лишь дамам. На стальной застёжке рука срывается, предательски вздрогнув: вместо несчастной броши рука ощущает то, как ладно в ладонь ложится рукоять шпаги. Эрмина невидящим взором смотрит на свою кисть, сгибая и разгибая пальцы, повинуясь безотчётному импульсу, кладёт ладонь на лепестки Звезды… и видит вместо неё другую руку - мужскую, но тонкую и красивую невероятно… Если бы она могла жить в те времена, когда эта рука гладила чёрно-серебряные лепестки Илле, - какое благоговение она испытывала бы при одной мысли о том, чтобы коснуться губами кончиков этих пальцев! Застёжки со звоном падают на пол. Эрмина поминает демонов. Тряхнув головой, выпрямляется, подобрав вещицы. Пристально, твёрдо и зло смотрит в лицо отражению в зеркале. И светло-серебристые волосы темнеют на глазах, становясь тёмно-каштановыми. С едва уловимым лиловым отливом. Отлично. Теперь корсет. Жёсткая конструкция облегает стан, поднимая и фиксируя и без того высокую пышную грудь. Взгляд Эрмины становится отсутствующим и сосредоточенным одновременно: силой её мысли шнуровка затягивается на спине. Нижний лепесток Звезды скрывается в потайном ущелье между двух округлостей, два других нежно обнимают их… Нахмурившись, она смотрит в зеркало и видит другую грудь - мужскую, на которой чернёным Серебром теплится Звезда… На обезглавленном теле. Глубокий вдох, затем выдох. Это твои будни, Менталистка Ордена. Омутный, неразгаданный взгляд тёмно-лиловых глаз смотрит сквозь века и перерождения, слегка насмешливо. "Я вижу насквозь. Вы не уверены ни в чём". Эти тёмно-лиловые глаза победителя смотрели ей в душу перед тем, как закрылись навеки. Насмешливое выражение из них так и не изгладила смерть. Ни одна, ни другая, ни третья. Ещё раз глубоко вздохнув, Эрмина твёрдо встречает в зеркале свой собственный взгляд. Светлые отсветы, подозрительно похожие на сталь, в её глазах тонут в омутной тёмно-лиловой глубине. "Нет. Будь собой, Эрмина." Медленно, но неминуемо, как приходит рассвет, глаза девушки меняют цвет, возвращая свой, привычный всем тем, кто видит её за пределами спальни, - чистый голубой. Пришло время облачиться для выхода в люди. Эрмина выбирает платье. Множество нарядов на любой случай таится в гардеробе властительнейшей из женщин, - платья на банкет и платья на мистерию, церемониальное облачение и бальное декольте, деловой костюм, платья для чаепитий и платья для танцев, скромные повседневные… Кружева и перья, бархат, парча, шёлк, различные окантовки, отделки - платья Эрмины подходят под самые разные образы. Лишь одна особенность объединяет их - все без исключения черны, как ночь. Разных оттенков чёрного, они оформлены по тем канонам, которые применяли дамы минувшей эпохи для обозначения глубокого траура. Эрмина берёт одно из платьев на каждый день - лёгкий вельвет подойдёт для сегодняшней погоды. Покровы богини надёжно прячут тайны от посторонних глаз. Чёрное кружево наглухо укутывает божественную грудь, скрывая под собой чёрно-серебряный блеск меарийской Звезды. "Вы всерьёз думаете, что можете стать тем, кем не дано было стать мне?.." - Едва уловимый шёпот в голове, голосом, которого она никогда не слышала наяву, но который она так хорошо знает… Сердце сжалось, пропустило удар… Звезда будто стала тяжелее. Похожее на лепесток щупальце сильно сдавило грудь под покровами. -Я смогу, - произнесла Эрмина. Повторила, поскольку ей не понравилась интонация своего голоса. Повторила опять. Прислушиваясь к тому, как отзывается на слова сердце… И Звезда. И сказала слова снова. И снова. До тех пор, пока не сочла результат удовлетворительным. Вскинула голову. Последняя деталь облачения. Бережно она берёт холодными пальцами хрустальное ожерелье и расправляет его на груди. Сверкающие прозрачные камни, похожие на кристаллы льда… или на слёзы? - ложатся поверх чёрного кружева, скрывающего Илле, дремлющую на её груди. "Слёзы Владычицы" - так, кажется, называли их когда-то… Пальцы Эрмины сжимают нитку ожерелья, словно стремятся лучше ощутить прикосновение граней кристаллов хрусталя. Камни помнят прикосновение другой руки - мужской и узкой, лёгкой, лишённой женственной нежности, присущей новой обладательнице ожерелья. В камнях есть память. Как и в Звезде. И только в них… Мир забыл. Никто из живущих не помнит. Горло Эрмины на миг сжимается. Она бы хотела не помнить того, что не помнила бы, если бы Звезда не рассказывала ей бесконечный рассказ, вновь и вновь повторяя во снах картины из жизни своего любимого мастера. В этих видениях тот, кого ненавидело всё человечество - и сама девушка - вновь и вновь представал таким, каким был некогда - в те времена, когда душа его была чиста, как звёздный свет. Вновь и вновь холодный и острый, как сталь, но светлый, как Серебро, взгляд глядел из глубины веков в глаза Эрмины. "Пройти по моим следам"… - шелестело эхо холодного, прозрачного, давно умолкшего голоса. "Пройти по моим следам… И не оступиться, не упасть…" Сияющий свет его души согревает, даже будучи холодным. Его всевидящий взгляд исцеляет скорбь, даже являясь лишь памятью о взгляде. Его серебристый смех… Эрмина делает судорожный вздох, проглатывая ком в горле. Нет. Она впивается взглядом в хрусталь ожерелья, и ладонь стискивает нитку прозрачных камней. Вот - единственные слёзы, которые мне положены! Память человеческая и человеческий рассудок знают лишь о чудовище, но память Звезды навеки запечатлела ангела, и невозможно не видеть, не знать… Довольно. Эрмина Иллери натягивает на руки чёрные кружевные перчатки, и, долго глядя в свои чистейшего цвета глаза, повторяет клятву, которую она даёт сама себе каждое утро. Её воля - не смотреть, ибо не видеть она не может. Её воля тверда, её волосы темны, как ночь, а глаза - голубые, как очень высокое небо. Лёгким движением набросив узорную чёрную шаль, Менталистка, не оборачиваясь, выходит из своих покоев. В городе занимается утро. Империя приветствует новый день трудов в неустанном движении к совершенству.
про то, как пришёл этот текст... Пока мои братья гуляют в разных исторических местах и смотрят на красивое (кто - на Кёнигские улочки, кто - на Пирамиды), я как-то очень интересно, вообще с нетипичного ракурса, захожу в темы "Экспедиции". То есть, внезапно я написал кусочек текста из "Хрустального ожерелья". Что связывает шестнадцатую хронику с восьмой?.. Ну, вообще-то главное - богатый внутренний мир Звезды по имени Илле. Который я нежно люблю ) Шёл по улице и в рандоме выпала песня Халдейки "Я на стороне снега". Голос Халдейки похож на голос сестры. А песня... А песня похожа на состояние. И я увидел - момент из её жизни, она показывала. Мне. Хранителю. Что же, будем считать это нестандартным подходом к решению рабочих задач...
- Хочу джина! Эта фраза стала лейтмотивом последних дней. Выяснилось внезапно в разговоре, что брат (Альнара) тоже на днях пил джин, совершенно внезапно для себя, потому что вообще он его не любит. Кошусь на хрустальный браслет... И это - далеко не все спецэффекты. Абсолютно вся одежда не чёрного цвета для меня слишком светла. Музыка - снова Нау, снова Лакримоза, Эванессенс, Сирения... Внутри - незнакомое холодное спокойствие. Руки между тем уверенно и ладно выполняют дела, на которые в обычной жизни мне не хватает терпения. Сны... О. Сны совершенно психоделичны. Например Сегодня во сне я был инопланетной женщиной в условиях какого-то футористического мира, причём действие происходило на планете, которая по своей сути газовый гигант. Там был город над бездной, состоящей из газового нутра планеты, весь город был похож на огромный отель в духе хай-тек, с этажами, балконами, переходами между, там происходила какая-то жизнь и политика, женщина находилась типа как под домашним аресттом и пыталась оттуда свалить, в том числе методом выпрыгнуть с балкона в эту сгущающуюся сине-свинцовую газовую бездну далеко внизу, потому что умереть - тоже было выходом в её ситуации (самой ситуации я, по счастью, не помню), ещё снились всякие сны о восхождениях-нисхождениях по бесконечной космогонической лестнице, фрейдистский психодел о поедании совершенно несъедобных субстанций и другая менталистическая лирика. Илле, привет, я узнаю архитектуру снов, навеянных этой Звездой. Наяву через сознание скользят эпизоды из разных хроник, все про менталистов. Вчера я очнулся вынесенный совершенно, в полностью изменённом состоянии сознания, в котором общался с моей семьёй весь день. Альнара отметил, что я не в себе, Маша подумала, что я устал и плохо себя чувствую, Шэллз выяснял, каково мне и как помочь, А.В. прижимал к сердцу и гладил. Я ощущал себя примерно как человек в глубоком экзистенциальном кризисе, и лишь в ночи до меня дошло, что это состояние - оттуда же, откуда желание выпить джина. Пора писать книгу, очень пора. Писать, тем временем, взялся Шэллз. Он продолжает "Историю Монкуле", а именно, видение о возвращение Менталиста в Хэппи Энде. Вероятно, этот текст войдёт в 22-ю, а не в ИМ, но посмотрим, как пойдёт.
Несколько дней и ночей я наслаждался возможностью не выходить из дома: после той жуткой поездки в Светлогорск это было надо. И мы втроём плотнейше работали над Экспедицией! А именно... Слушали плейлист "Чудеса Навигации", попесенно аоднимая пвмять участников о моментах плавания, в которые ведёт та или иная песня, и записывая всё на диктофон. Таким образом, уже к 23-у числу у нас оказалась готова подробная аудиоразвёрстка сеттинга морской части начиная с меридиана и сухопутной части Экспедиции. Шэйллхэ, "отчитываясь" в разговоре Сергею: "Фактически, у нас готова книга. Её осталось только написать" )) Всё сильнее Связь с Илле. Спецэффекты хрустальные... Отмечаю: это тот случай, когда Связь проходит по лучу Звезды, и несёт на что угодно с участием кого-либо из троих менталистов, причём рандомно. Поэтому, когда она усиливается, в голову приходят то кадры из Миддлшпиля, где я дерусь с Инвином, крича ему, что он не может отказаться от Звезды ради женщины, то из Земли Огня, где тот же самый прекрасный человек припиракэет меня к стенке магистерским приказом и приказывает ни много ни мало снять с него Звезду ("т.е. убей меня, дружище, особо мучительным способом, это приказ, и нет, ты не ослушаешься, потому что я всё ещё Архитектор"). То - дуэль Инвина с Иллери, то, вообще, возвращение Иллери, кадры откуда-то из недр Хэппи Энда... А 21-го, когда братья отправились на прогулку в город и я, остался один, меня накрыло эпизоддом из "Хрустального Ожерелья" - прям текстово, я назвал этот отрывок "Утро Эрмины" (кстати, очень символично, т.к. Наутилус очень большой ключ на менталистов для меня). А ещё мне внезапно хочется джина. В смысле, выпить. Это спецэффекты: я не пью джин. Вообще не мой напиток. Зато... Именно его пьёт Инвин. 22 мая, в понедельник, ездили вдвоём с А.В. в Кранц, в мини-поход до Рюмочной. Про разговоры о лестницах и причалах... К тому моменту как раз наладилась погода, стало тепло и солнечно, как когда ездили с Тайли, но море было менее спокойным, мцрчало прибоем, шаловливо норовило лизнуть. Мы по большей части молчали, тихо залипая в свои мысли. В моих (мыслях) было много менталистов, я был в хрустальном браслете (который с того дня и ношу не снимая), внутри вертелись отголоски эпизода с Эрминой. Хорошо. Обнаружил, что не могу теперь называть Кота именем Асвэе: Асвэе - это имя из времён Фейнганы, и теперь, соприкоснувшись с Экспедицией, я прочувствовал, насколько оно в прошлом, неактуально, не подходит ему. Поэтому я начал называть его Капитаном, сам не заметил как. Он сказал, что ему нравится, когда я его так называю, и сказал, что возьмёт меня старпомом, когда вернёмся )) Ура, я обошёл Инвина )) Мы лежали на плите нвклонной лестницы, грелись на солнышке, смотрели на лазурные блики моря и слушали его вездесущий рандом. Рандом, сперва выдававший что-то не в тему, потом синхронизировался и поставил нечто пиратское. Хорошо. Я показал ему лежачую Лестницу. Мы хорошо о ней поговорили. Этот разговор мне показался рефреном к диалогу Райнэрэ с Первым Архтектором в Святыне Пустоши. - Эта лестница почему-то вызывает у меня неуловимую мысль о Первом Архитекторе. Я не понимаю эту мысль, но она вкусная, насыщенная, как послевкусие от изысканного вина. - Просто ему бы понравилось смотреть на неё (лестницу). Я тоже люблю такие вещи. - Это парадоксально. Архитектор, который любит вид разрушенной архитектуры, странно. - Ничего странного. Очень логично. - О чём ты думаешь, когда на неё смотришь? - О том, чем это было раньше. О том, чем будет в будущем - когда превратится в нечто иное. О том, что я мог бы сделать с этим. - Что бы ты сделал с этим? (Местом) - Причал для небольших кораблей. Возможно, крытый. С колоннами. Сюда пошли бы небольшие колонны. Шэлле, прочтя это, сказал, что это Текст. Может быть. 21-я? На всякий случай сохранил в папку 21-й. На обратном пути из Кранца был потрясающий синхрон: когда я публиковал запись об этом моменте в Между Строк, в моём рандоме включилась песня МО "За чертой" - единственная песня, которая ярко ассоциируется с Первым Архитектором. После поездки созвонились по видеосвязи с Сергеем и было много обвмвместе (онлайн, в режиме видеозвонка) смотрели "Пиратов Карибского моря". Идея такого времяпрепровождения принадлежала ребятам. Было в тему и атмосферно посмотреть этот фильм после поездки на побережье и общения с морем (и Капитаном). Мы обсуждали, кто из героев кому нравится, упарывались любимыми моментами, говорили о ключах и что кому что напоминает из Дома, и т.д. Я смотрел этот фильм совсем недавно, поэтому большую часть просмотра залипал на Серёгу и то, как он смотрит кино Глючен и красив неимоверно, вдохновляющ без меры. Конечно, не обошлось без мемов ("Сергей похож на ангела... Ну... Того.... Он как колесница с глазами"... "- Кипарис. - Сергей. - Умиротворение. - Умер от чего?!..." И т.д. хд)) (Менталистическая Связь с момента того просмотра усилилась очень ощутимо, и дальше пошло что-то невообразимое. В смысле - в голове одни менталисты, ой). "Я прочту ХОА, когда будут закончены все книги, и у меня на руках будет целостная история". С этой сентенции поорали все, наш бог мотивации!! Я никогда ещё не встречал никого, кто управлялся бы с ниточками моего вдохновения так ловко. Это очень тонкое кружево - где ничто не напрямую, словно прикосновение тени, словно послание с той стороны, переданное через друга, который не скажет ни словом больше, чем нужно, - и как же я это ценю!...
Так давно за кормой угас свет всех огней, Милосердною тьмой скрытый прочь с наших глаз, Здесь, под тёмной водой, пробуждается зверь – В глубине океана и в каждом из нас. Не смотрите в лицо, вы не узнаете черт, Опасайтесь уснуть на виду у луны, И пойти, куда скажет полуночный свет, И запомнить, о чём эти странные сны. Не смотрите в глаза – вас обманет мой взгляд, Уведёт дальше гребней на зыбких волнах, Нет, смотрите на сталь – смотрите на сталь, Смотрите только на сталь В моих ловких руках. Пальцы вертят клинок, блик скользит вдоль клинка, Острым холодом – память, не дрогнет рука, Всё, что кроме молчанья в ответ на вопрос – Ледяное сиянье Темнейшей из Звёзд. Вот он – курс через наш с вами Меридиан, Кто стоит у штурвала и где капитан?.. Мы одни, мы вне тел, мы идём по воде… Экспедиция в край под названьем «Нигде».
"Мёрэйн, идём". Я иду следом за Ашшими и привычно не задаю вопросов. Смысл спрашивать? Куда идём - станет известно, когда придём, что надо делать - станет очевидно тогда же. Под ноги ложится светлый камень изящных, ажурных галерей Астаэвера. Во мне тишина, нарушаемая лишь певучим голосом водопада... Против обыкновения, молчание нарушает мой шеф. - Мёрэйн, сейчас ты встретишься с одним человеком. Тебе предстоит кое-что сделать. Ашшими умолк, а я понял, что что-то не так. Шеф никогда не бывает так многословен. По крайней мере - в такие моменты. По крайней мере - со мной. В словах и пояснениях обычно потребность не возникает. Панорама Астаэвера разворачивается в арках колоннады. Мы идём. - Я думаю, ты поймёшь, кто это, - вновь заговаривает шеф, хотя ни в одной из моих мыслей не было вопроса. - И ты разберёшься, что надо сделать. Он никогда не повторяет одно и то же дважды. Что происходит? Явно что-то необычное. Он взволнован... Растерян? Я молчу, мы идём дальше. Я начинаю подозревать, что Ашшими ведёт меня кружной дорогой к месту нашего назначения, и делает это специально. - Ты знаешь, что делать, Мёрэйн, - снова говорит Ашшими после очередной долгой паузы, и тут до меня доходит. Есть только одно событие, которого мы все тут давно ждём, о котором периодически говорим в гипотетическом ключе неопределённого будущего времени. То, о чём рассуждают с энтузиазмом, но случись оно в реале - и это заставило бы моего шефа нервно повторять ни о чём не говорящие фразы. Иллери. Он здесь. И я его вот сейчас увижу. До меня доходит, что в последний раз до этого мы виделись тогда, когда его руки срывали с меня меарийскую Звезду, обращая в небытие мою душу. А дальше... Дальше моей Памяти нет - зато много событий от лица моих братьев и сестры. Шэйллхэ, которому он показал мир, в который я никогда не вернусь, заставив поверить в то, что мы никогда больше не будем вместе, показав, как жить без сердца, уничтожив Свет темнотой. Эрмина, которую он подверг ментальным пыткам. Разрушенные города, стёртый с лица планеты Южный Предел, цивилизация, еле пережившая мировую войну, тысячи искалеченных судеб... Альвэ, которому довелось пережить в поединке с ним нечто такое, о чём не знает никто, но что навсегда изменило магистра до неузнаваемости... Моя собственная смерть. В сравнении со всем прочим перечисленным кажется - не так уж и страшно. Я вошёл в залитую рассеянным светом Светового пояса комнату и встретился взглядом с серо-стальными глазами. Никогда ещё я не бывал настолько спокоен, и холодно отметил про себя, насколько это неожиданно для меня самого. Не видел, не чувствовал, не воспринимал ни черт, ни одежд, ни обстановки - ничего лишнего, лишь глаза и - особенно ярко, сильно, полно словно в миг инициации - мою Звезду на моей груди. Тот, кто передо мной - не имеет Звезды. Он - человек. В этой своей человеческой жизни - чистый душою. Он не знает. Он не Помнит. Разумеется, он изучал историю. Мировую. И историю Ордена. И прочёл Хроники. И, судя по всему, ему уже известно, кем он был. Но ничто из этого не даёт знания о том, что произошло. Это знание недоступно человеку. И даже меари. Оно есть... У моей Звезды - Звезды Хранителя. Белая Лилия запечатлела в себе то, как это было - для меня. Для каждого из моих братьев. Для моей сестры. Для Ивека. Для наших друзей. Для каждого из людей. Для всего мира. Память, которую невозможно принять, но без которой не стать собою самим. Я подхожу, беру его за запястья и впиваюсь глазами в его глаза. И заставляю его смотреть.
- Если ты думаешь, что это была казнь, то ошибаешься, - ровный, леденяще-холодный голос был первым, что он оказался способен воспринять, придя в себя. Он лежал в постели в одном из покоев Астаэвера. У постели в кресле сидел Альнара. - Когда Мёрэйн исполняет приговоры, он действует не так. Не таким способом, - продолжал Альнара. - Хотя всё же довольно удивительно, что после этого ты выжил. Молодец. Последнее слово было сказано без какой-либо интонации - не ирония. Не оценка. Просто слово, будто бы оторванное от своего смысла. Почему-то оно врезалось в голову больше всего. И это переключило внимание, дав возможность сделать вдох и заговорить. - Смерть - это для меня слишком мало. Самый простой и самый бесполезный выход. Альнара посмотрел ему в лицо без выражения. Чёрная, затягивающая в межзвёздный вакуум бездна глаз. - Смерть - это единственное, чего ты заслуживаешь. Есть что-то, на что ты способен, кроме неё? - Да… Скорее вздох, чем слово, но хоть так сойдёт. - Что? - По вопросу Альнары, по-прежнему лишённому выражения, нельзя было сказать - он переспрашивает или уточняет. - Искупление. Собрав всю свою волю, он поднялся с постели. - Искупление. Ты хоть понимаешь, что это такое? - Нет. Это невозможно понять. Но… Возможно пережить. Может быть. Альнара, не сказав ни слова больше, ловким движением вынул откуда-то из одежды один из ножей, которые обычно носил с собой - небольшой, с узким, сверкающим лезвием. Метнул. Когда-то в Фейнгане существовал специальный иероглиф, обозначающий миг полёта стрелы или метательного ножа. Тот миг, за который перед глазами проходит вся жизнь. Или вся вечность? Жизнь меари, сжатая до мига полёта ножа, пронеслась перед мысленным взором. Смерть - искушение, но смерть - это слишком просто. И слишком мало. Недостаточно. Рука поймала летящий нож за рукоятку.
С того дня он носил его в рукаве и никогда с ним не расставался. На отполированном до стального блеска - до цвета его глаз - клинке тонкой гравировкой были выведены слова: "Никогда не понять искупления".
(Хроника 22, "Утраченный Иероглиф", финальная хроника цикла ХОА, время - n десятилетий спустя после событий БМ)
О видении и об этом текстеЭтот текст написан (сразу после того, как было это видение) 11 января 2023, на следующий день после написанного эпилога Экспедиции. Странным образом работа над книгой (8 хроникой) заплетена с раскрывающейся историей возвращения Иллери. С тем, что вижу всё больше и больше из той реальности, где он возвращается в наш мир. Впрочем, ножик из видения - я уже видел в видениях прежде. Давно. В 2006 году в одном из кино-в-голове я видел кадр, весьма драматического содержания, где у Иллери в руках - небольшой нож типа метательного, нож в кадре крупным планом, а на нём гравированная надпись: "never understand expiation". Кадр, на самом деле, один из многих отрывочных кадров из ХОА, которые сыпались на меня хаотично, особенно в тот период, когда я не работал над Хрониками упорядоченно. Ну окей, кадр мелькнул и забылся - хотя фраза осталась в памяти и всплыла сегодня через годы, когда речь внезапно зашла о 22-й и о том ноже, который там в решающих моментах будет фигурировать. Когда я вспомнил этот кадр и поделился им с Шэйллхэ, прояснилось занятное: дело в том, что в нулевые годы я ещё не мог видеть события "Хэппи-энда" (т.к. они проявились в вероятностях куда позже). Но. Кадр с ножом - это кадр из экранизации ХОА. Кстати, что интересно - слово expiation мне нигде кроме этого случая не встречалось, то есть, я знаю его именно из видения. А оно реально существует в английском языке, оказывается.
"За тысячу дней плавания, которые мы провели с вами на борту этого корабля, невозможно узнать человека настолько хорошо, насколько, как вы претендуете, вы знаете меня. Это не так обескураживает, как раздражает". "Что до меня, так я бы сказал, что раздражает ощущение, будто я знаю вас не тысячу дней, а тысячу лет. И всё это время я вас не люблю". (6 января 2023) - С этого короткого диалога из видения об Иллери и Инвине на борту корабля началась работа над Хроникой № 8 - Экспедицией.
Это - вещь, за которую я уже пытался взяться, в 2012 году. Тогда было написано несколько эпизодов. В частности - эпизод встречи восхода солнца, Шэттер и Остин на островке над Чуей. Летом 2022 вскоре после идентификации А.В., начав поднимать собственную память об А., в т.ч. интуитивными методами, и нашёл факт: он в какой-то момент ушёл из Ордена строить корабли (и вышел в море). С этим инсайтом была связана песня "Капитан Арктика" - в ней были ключи. Через это мы вспомнили Капитана - А.В. который стал Капитаном и был им в Экспедиции. С начала 2023 мы плотно поднимаем археологию по реалиям Экспедиции.
А я разбираю старые черновики, брожу в ночи на Связи с менталистами и вижу отрывки текста. И пишу их.
Между Строк, январь 2023"Никогда не пытайтесь снова писать книгу, которую вы начинали и забросили 10 лет назад", - сказал бы я, если бы не Экспедиция )) Потому что сейчас я занимаюсь именно вот этим самым. 10 лет назад, в 12-м году, у меня было дофига энтузиазма, голова, забитая читаемым за стеллажом книжного магазина фэнтези, и компания друзей, которым я восхищённо рассказывал о своих попытках писать... И нераспутанный клубок историй, персонажей, реалий - из разных Хроник, но поди тогда разберись, что они разные?.. Сейчас, в начале 23-го - у меня есть более-менее распутанная история ХОА, понимание, что (и кто) из какой Хроники, есть масса поднятой информации по миру, за спиной - две законченные книги, а рядом в наличии - два непосредственных участника той самой Экспедиции (и, соответственно, два героя той самой книги) - с поднятой частично Памятью о себе, о мире и событиях. И есть черновики 12-го года. Разбирать их местами прикольно, местами фейспалмно, местами даже жутковато. Правда, порой обнаруживаются совершенно очаровательные вещи:
"Это был человек самых широких взглядов, однако ответ на вопрос о его специализации постоянно ускользал. Он изучал электричество, магнетизм, метеорологию, геологию и генетику. При этом он мог процитировать вызывающие лишь усмешку у современников произведения древних мистиков, болтая с матросами, интересовался приметами, деревенскими гадальными обрядами и народными поверьями, а также был замечен за чтением истории Инквизиции. Впрочем, его кругозор был настолько широк, что это никого не удивило. Помимо всего прочего, он писал восхитительные сонеты, рисовал графические этюды и варил мыло по собственному рецепту." - вот, например, в 12-м году я не понимал, о ком речь, а теперь... Тот, о ком речь, вполне себя опознал ))
"И малое замкнулось на великом, и Млечный Путь раскрылся для меня".
Мой рандом ставят менталисты )) Поэтому в моём плеере играют песни про Вселенское Одиночество, трансцендентность, души, разбитые в кровь и беседы с Богом (который не услышит). Или пронизывающий холодом инструментал - без слов, но о том, как стоять наедине с небом непроглядной ночи, сжимая штурвал, и вести этот корабль в гавань, не обращая внимание на то, что слёзы текут по лицу вместе с дождём, и сравнивая свою душу с пустым и тёмным трюмом, где единственный луч света, блошенный во мрак, - это взгляд твоего брата, соперника (и будущего врага, но мы пока об этом не знаем), которому досталось то, что для тебя - дороже жизни и смыслов.... (Это я подглядел кино в голове, эпилог Экспедиции).
Я ношу чёрное, заслушиваюсь (помимо перечисленного выше) Лакримозой, периодически выражаюсь более утончённо, чем присуще моей речи (перестал даже ругаться матом), ночью меня тянет бодрствовать, а не спать, на руке - хрустальный браслет, а внутри пронзительный катарсис, разбивающий душу на осколки - словом, моя собственная, личная экспедиция в запредельную темноту Илле - темнейшей из меарийских Звёзд - идёт полным ходом. (10 января 2023, Между Строк)
...Что же. Погуляв по зимней ночи с кино в голове, я написал короткий текст о том, что увидел в кино (от первого лица, т.к. Экспедицию я всегда смотрю глазами моего друга - одного из главных героев этой Хроники). И вот... Показал текст пришедшему с работы усталому Шэлле, а он... Сидит, читает и экстатирует. Говорит: это победа. "Я знаю этот текст". И: "Я знаю текст этого мгновения". "Наконец-то. Я дожил до этого дня, когда это написано" И... Это мощно. Его реакция, в смысле. (Я видел, как он реагирует на не те тексты). Итого: 1. У нас, кажется, есть эпилог Экспедиции. И это хорошая новость, т.к. начать писать книгу с эпилога - это всё же начать писать книгу. 2. Кажется, нам придётся жить с такой реальностью, что Экспедиция пишется от первого лица (( Хотя я лично ещё не готов смириться с мыслью, что мне придётся написать книгу от первого лица, да к тому же ещё и не своего. Я вообще не особо люблю повествование от первого лица, а когда действующий герой - не я, так тем более (и факт, что это мой лучший друг, ситуацию не облегчает). Но мы ещё разберёмся, что с этим делать. 3. Экспедиция - это всё же стекло. Ага. Тончайший драгоценный хрусталь. Но всё же стекло. Ну а чего ещё вы хотели от хроники про возвращение в мир Звезды Илле?.. (11 января 2023, Между Строк)
В 2022 году Иллери стал осознаваться нами как главный герой."Если говорить о ХОА, то - просто невозможно написать ХОА, имея сложности с отношением к одному из главных героев. А в некотором смысле - главному герою ХОА вообще. Потому что Хроники, на одном из срезов своего смысла как эпопеи, - это история одной очень непростой судьбы. История того, кто прошёл через ад, принял на себя боль всего мира, обретя через это духовность, дошёл до высот совершенства, наблюдал падение тех, в кого верил больше всего на свете, видел крушение всего, что было построено собственными трудами и трудами тех, кого он любил, потом сорвался и пал сам, и канул в бездну, с тем, чтобы возродиться снова, пройти через искупление и вернуться оттуда, откуда не возвращаются, - обновлённым, прощённым и простившим, познавшим Любовь во всех её гранях. Работа над "Святыней Пустоши" была для меня прорывом в этом плане. Я пережил удивительное - чудо Прощения." (Из моих записей весны 2022, о необходимости восстанавливать память Обрыва у Ш. и осмыслении эволюции моего собственного восприятия личности Иллери)
Но дело не в ХОА, или не только в них. С момента сильного соприкосновения с памятью о нём - живом, сияющем, родном - оба, и я и Шэлле, начали видеть некоторые моменты о нём и с его участием. Видели мы разное. Я - будущее, мой близнец - далёкое прошлое. Однако общим был результат – воздух Гавани (нашего тогдашнего жилища) стал наэлектризован темой Иллери.
Аэстетик Аэстетик, собранный из референсов на его образы разных времён в марте 2022
Мы оба видели его новое человеческое воплощение в мире (референс посередине) и гадали, как же сложатся его отношения с миром, с остальными меари и с самим собой, это была интрига. Некоторые моменты (стоп-кадры) оттуда мы видели вместе, и они совпадали. Иллери постепенно занял если не все наши помыслы, то большую часть их. С начала 2022 года я постепенно привыкал к мысли о возвращении, а также к шокирующему раскладу - его возвращение к Серебру сопряжено с тем, что они с сестрой Эрминой станут парой. Весной я проживал в видениях некоторые моменты, касаемые чувств сестры по этому поводу, и, в том числе - написал стихотворный диптих их диалога. Менталистическая межмирная переписка посредством Мёрэйна в Зеркалах От Эрмины - к Иллери
...Не искала тепла, не хотела огня... Только лёд этих глаз - всё, что есть у меня. Его сталь - в моём сердце - засела стрелой: Если дёрнуть - умру. А останусь живой - Так всю вечность смотреть в Серебро, как на дно Тех озёр, где живёт стылый сумрак ночной, От беззвучного эха бесплотных шагов Замирать и не вспомнить молитвенных слов, И рыдать в тишине. И дрожать на ветру. Ожидать - оступлюсь... Он придёт - я умру... Только холод и боль... Только крик воронья... Это - наша судьба. Ныне - только моя.
От Иллери к Эрмине
Дорогая сестра… (Я надеюсь, ты это прочтёшь. Полагаться на связь - моветон, когда письма - с чужбины… С фронта… Или из ссылки?.. - Из ада - не всё ли едино!) Что тебе рассказать? Нынче вечером здесь снова дождь. Как я здесь, моя юная леди? Смотрю в эту мглу, Что укутала город печалью, больной и весенней. Сколько лет световых, и галактик, и звёздных скоплений До родного причала, где, стоя на зябком ветру, Ты глядишь в бесконечную даль Сквозь века, расстоянья, Пораженья, победы, хожденья по краю и вне, И сжимаешь холодной рукой нить прозрачных камней - Леденящий и кожу, и душу презент на прощанье… Бездна неба - в глазах, на губах - света звёздного вкус, Что на сердце твоём? Там, под кружевом тонким узорным - Она бъётся в такт пульсу соцветьем серебряно-чёрным… Дорогая сестра… Знаешь… Я ведь однажды вернусь.
Так, как это случится - ещё не случалось чудес. То, что было предельно и ясно - предстанет безбрежным… И ничто, дорогая, уже не окажется прежним. Изменяет история ход… Я почти уже здесь.
Эта тонкая нить… Этот тонкий серебряный луч. Ты могла и не знать - но меня навсегда сохранили Твои сны, и на них полагаться - Не правда ли, Илле, Моветон, но в аду каждый выживший очень живуч.
Альнара купил мне большую белую свечу. Когда он изъявил желание подарить мне свечу, спросил - какую. Я сказал, что у меня есть на данный момент на алтаре свечи про каждого из Октавы, кроме двоих - Учителя и Иллери. Учителю подойдёт любой цвет, а про Иллери - белая. Альнара принёс мне белую.
Иллери стал приходить во снах. Прямо и косвенно. Снилось слияние с Иллери через визуальный образ Звёздной Дороги.25 мая 2022: мне приснился сон о Звёздной Дороге: "Этой ночью было много Иллери" - мысль, с которой я проснулся. Во сне: Я находился на некой равнине, место ощущалось так, как ощущаются широкие дороги, настолько широкие и проезжие, что их дух как дорог теряется, обезличивается, не имеет значения для путника. И прямо в том месте, где я осознал себя, в сторону, перпендикулярно этой плоскости, отходила Дорога. По сравнению с тем, на чём был я, она воспринималась скорее тропой - небольшая, узкая, но очень аккуратная, хорошо утоптанная, уверенная, ведущая куда-то вдаль. Белый твёрдый грунт под ногами, по бокам - какое-то естественное ограничение вроде повышения почвы с обеих сторон, т.е. дорога словно пронзает какие-то ухабы, неровности почвы. Она ведёт вверх, будто бы взбираясь на холм, но уклон не сильный, очень пологий, удобно идти. И над дорогой, во всю ширь - звёздное небо. Звёзды маленькие, как здесь, россыпью, их очень много, они яркие, красота. Ощущение, что звёзды - прямо перед тобой, что дорога ведёт прямо в них... Я прошёл с упоением несколько шагов, а потом меня выкинуло. В смысле, выключило из той реальности, где была эта дорога, вышвырнуло, выдавило оттуда, и я проснулся (здесь проснулся, там, в реальности сна - не знаю, что произошло). Помню ощущение досады, желания пойти дальше, попытки удержать сознание в этом переживании, а оно ускользает, тает, и я понимаю, что больше не там - и чувство утраты и горечи расставания. Короче, как факт: мне снилось, что я пошёл по какой-то дороге под звёздным небом, далеко по ней я не ушёл, т.к. меня выкинуло из этого сна, но об этом у меня запомнились такие ярчайшие переживания. Что не так с этой дорогой?.. Я не мог по ней не пойти, так там было хорошо - это очень яркое ощущение из сна. Также яркое ощущение - Дорога была шоком. То ли сам факт того, что я там оказался, то ли факт того, куда она вела (а куда? Я не помню, чтобы во сне я знал об этом) - но, в общем, переживание факта соприкосновения с этим местом было для меня ярчайшим потрясением, что, собственно, меня и впечатляет наяву".
Потом, после того, как было много устных разговоров с Ш. о том, как сильно меня волнует эта Дорога, с каким чувством невыносимости от желанного и недостижимого она связана, и о том, что это всё про Иллери, у нас был мощнейший инсайт о природе таких снов - суть: в образах таких вот Мест нам снятся слияния с братьями. Стало понятно (и отчасти вспомнилось: Дорога под звёздами - локация, образ которой принимает душа Иллери.
Шэйллхэ потом тоже видел сон (или сны) про Звёздную Дорогу: Шэллз, 26 октября 2022: А мой сегодняшний сон о прогулке по дороге ИЗ звёзд напомнил мне тот твой сон и то, как выглядит его душа, и это, как я чувствую, про то же самое. Но там кругом космос, а дорога словно млечный путь, она сама - звёздная, и так хорошо и неописуемо........ И знаете, я почему-то был уверен, что там описано, что дорога ведёт в небо и становится дорогой из звёзд, как бы продолжаясь....
Всё время возвращаясь к этому образу, я написал стихотворение о Звёздной Дороге, заплетя в него смысл того тайного, из будущего, что увидел про них с сестрой (про Иллери с Эрминой):
Звёздная Дорога
Луч Серебра тонок, как первый лёд, Холоду рук твоих пламенем не согреться. В этих руках - сердце мира, но кто пройдёт Звёздной дорогой Тьмы Её в твоём сердце?
Сталь этих глаз прочнее клинков и стрел, Взгляд остриём холодным вскрывает душу. Знаешь, а я всего лишь всегда хотел Звёздной дорогой дальше брести… Послушай…
Знаешь, она мне снилась не раз с тех пор, Как я коснулся инея этой воли. Там бесконечная тишь и ночной простор, Нет ни тревог, ни грёз, ни вины, ни боли.
Есть только звёзды… Море бессчётных звёзд… Есть лишь дорога - белой стрелой сквозь тени. Кроме - лишь небо… Куда же она ведёт? Полная света во тьме, через мглу сомнений?
В синеву её глаз загляну я и промолчу: Она знает тебя и владеет твоим секретом - Луч от звезды - дорога, и по лучу Можно дойти к звезде. До истока Света. И продолжилось общение во снах. Запись от 10 августа 2022Он снился мне вчера (опять). Внешне это было похоже на то, как мы общались во времена Фейнганы. Но нет. Это не Фейнгана. Общеизвестно, как Иллери относился к тактильным прикосновениям - примерно как к чему-то крайне неприличному. Мне было можно - одному из немногих - прикасаться к нему руками, из-за того, что однажды этим я спас ему жизнь )) Но. Тактильность в нашем общении наличествовала только в тех случаях, когда он приходил ко мне за помощью. Той самой, по причине которой он называл меня Хранителем - когда тяжесть боли в душе вследствие его работы становилась такой, что её было необходимо отдать. Я забирал всё. Прижимал его к себе и гладил по волосам, пока его душа не освобождалась от переживаний. Снимал это с него. В общем - тактильность была про мою помощь ему. Во вчерашнем сне я перебирал его волосы, но отношение было обратным - словно он пришёл меня поддержать. Да и ощущение. Не как от момента из Памяти. А как от контакта по прямой Связи, будем честны. Можно, я не буду думать о том, как такое возможно, и особенно о том, при каких условиях? )) Выглядел при этом так, как выглядел во времена ранней Фейнганы - старше, чем во времена "Святыни", но ещё не в расцвете Силы. Волосы уже длиннющие, светло-серебряные, а не стальные (стали в его волосах тем больше, чем ему труднее работать, чем меньше у него Силы и чем хуже обстановка в мире. Чем лучше, чем сильнее, чем светлее - тем больше светлого, серебристого, сияющего, в оттенке волос и глаз). Ещё нет высокой сложной причёски, которую он будет носить позже, когда станет магистром Ордена. Но уже есть разнообразного хитрого плетения тонкие косички, изредка встречающиеся в волосах, по большей части распущенных. Глаза серые, светлее, чем в "Святыне", ярче и светлей (но ещё не то расплавленное серебро, в которое больно посмотреть, особенно если ты человек... На людей он, впрочем, и не смотрел прямым взглядом - щадил.) Таким я (Унариро) запомнил его лучше всего. Вероятно, поэтому он мне таким и снится. Образ может быть любым... Я вижу тот, который дороже всего моему сердцу, который первым возникает в голове при мысли о нём - образ, который был у него тогда, когда мы много дружили, много работали вместе и много общались. Когда он ещё не стал магистром и не отдалился на некоторую дистанцию, когда тень ещё не подступила к Фейнгане... Когда впереди у нас были века прекрасной работы и братства. Всё просто. Я вижу его таким, каким я его любил. Один раз он мне уже так снился. В смысле - с общением напрямую ко МНЕ. Это было прошлой осенью. Когда я писал "Святыню Пустоши" и дошёл в книге до эпизода, когда я впервые смотрю ему в глаза и падаю в них (это первое слияние, в котором он покажет мне, что случилось с Кеменом). Тогда меня это поразило и разблокировало всю мою Память о нём (которая была до этого под семью замками, т.к. слишком больно было бы вспоминать). Сейчас... Эээ. Ну, пообщались. Разговора я не помню. Но атмосфера примерно такая: "Мёрэйн, встряхнись. Не так плохо всё. Уже не так плохо. Приободрись, дорогой". О-О
Как-то раз на одном холме Мы стояли и ждали шторма. Ты сказал мне побыть с тобой, Я сказал, что с тобой - хоть в ад. И дрожала рука в руке, Стены рушились, бились волны, То на пиршество, то на бой - Это сага о нас, мой брат.
Как-то раз вдруг настиг закат Нас, не смогших принять заката, Шторм пришёл, чтобы нас забрать, И сказал я - да будет так. И меня ты отправил в ад, Я ушёл, чтоб восстать из ада, И я шёл, и пришёл назад, Это сага о нас, мой враг.
Как-то раз, когда боль утрат Обратила твою кровь ядом, Ты стал штормом и вызвал шторм, Сгинув сам в океане мук. Я сошёл за тобою в ад, Я тебя заберу из ада. И рука в руке - мы пройдём. Это сага о нас, мой друг.
(От Мёрэйна - к Иллери)
Найдись, братишка ) Я всё больше и больше не верю в то, что мы тебя потеряли. В конце года Связь с Менталистом, где бы он ни был, набрала обороты до того, что имел место впечатляющий фейерверк Связи, синхронов и спецэффектов. читать дальшеНа Хаанэру приехали ребята, А.В. и Сергей, и мы ситали по ролям "Святыню Пустоши":
Вчера снова читали "Святыню Пустоши" по ролям - вчетвером это получается уже совсем атмосферно. Менталистическую 19-ю главу специально решили оставить до встречи с Серёжей, и не пожалели об этом: выяснилось, что он может прекрасно читать за Иллери (до него с этим не справлялся никто - передать голос и манеру говорить нашего Ментариста крайне трудно). Всё это происходило в поздней ночи, под блинчики с варёным пивом (в моём случае), чай и кофе с сигаретами. А потом мне всю ночь снился Иллери. Причём - беспрецедентно - в своей обновлённой (то есть, после возвращения) ипостаси Хорошо почитали, в общем )) (Запись от 29 декабря 2022)
Того же 29-го был мощный вечер Связи с И. по моему возвращению в Вх после прогулки с С. по набережной (в тот вечер у нас с С. была магическая ходка в подземелье под городом, мы видели паутину-которая-не-паутина и нашли ивовые ветви для ловца. С. сплёл мне основу для будущего ловца снов, и я сушил её на алтаре в Вх). На следующий вечер, 30-го, у меня разлетелся на руке браслет из горного хрусталя, который я с некоторых пор идентифицировал как менталистический, не уточняя адрес. Пересобирание его в ту ночь прошло очень энергетически мощно. На алтаре в Вх, где горела белая свеча про Иллери, в центре сушащейся основы для ловца снов. Это был, фактически, первый ритуал обращения к Иллери по Связи, осознанный, по крайней мере. На следующий день после пересборки браслета - в последний день уходящего 2022 года - я испытал один из первых (и сильнейших) опытов Связи через песенный рандом. И тоже - с Иллери:
Решил обновить пересобранный браслет Связи менталистической. Вышел под дождь, отправился в город, вставил наушники, врубил рандом. Говорю: "Иллери, музыку поставишь?" И что бы вы думали. Песня за песней - отлично в настроение прям. Дождь, мрачный город, готота... Тени Империады. А затем, когда я шёл через мост - "Станция мёртых сердец". И это прям достойно быть рассказанным отдельно. Раньше - в нулевых, когда она толькл появилась - я не любил эту песню. Избегал её и выпиливал из подборок. Потому чьо я боялся и не любил того, что она предвещала, того, о чём я знал и не хотел знать - и того, о чём уже произошёл год, истекающий сегодня. А сегодня я вошёл в неё как входят в сакрим. И почувствовал Силу. Моя тёмная Звезда раскрылась и словно вспыхнула на груди, входя в синхронизацию - с моментом мира. Лилия, что белоснежна, но корень её во Тьме, такой густой и плотной, что лучше не думать об этом, нет. Это - питает и даёт Силу. Если только не бояться, не играть в кого-то, кто не понимает, не эскапировать, не уходить от правды Настоящего Момента в попытки абстрагироваться от того, что он, момент - не про веселье и радость, а про что-то совершенно иное. ("Есть песни для радости и есть песни для слёз. Долгая ночь - хорошее время для слёз, Райнэрэ"). Тогда - чувствуешь Мир кончиками пальцев, кожей, дыханием - и приходит the power of now. Одним словом - я пережил очень яркий приход Себя в Себя. Это было мощно. (запись от 31.12.2022) Результатом стало решение о начале работы над хроникой №8 - Экспедицией.Именно это переживание - это прослушивание "Станции Мёртвых Сердец" вместе с Иллери, на Связи с ним, в общении с ним - стало отправной точкой смены вектора внимания в дальнейшей работе над ХОА: с зашедшей окончательно в тупик археологии по Фейнгане - в сторону подготовки работы над написанием Империады. И через это - в первые дни 2023 года - к решению работать над "Экспедицией":
Тут меня посетила удивительная "внезапная" мысль о том, что вообще-то начать заходить на Империаду с Экспедиции правильнее всего. Потому что, на минуточку, это не только история о красивом корабле в красивом море, о инопланетных расах и философии науки и прогресса. Это, вообще-то, на минуточку, презентация актуальной (для момента начала Империады) версии главного героя /// Начало его пути в финальной, перед падением, инкарнации (и поэтому прописывать всё это для меня будет стеклом, но красивое море, ладианские инорасовые существа и философия - вытащат (запись от 6 января 2022)
2022 ознаменовался мировыми событиями, относительно которых мы приняли позицию, основанную на принципе "делай что должен". Поэтому мы продолжили, с ещё большим погружением, нашу работу над Хрониками - историей о том, как делать невозможное возможным. 2022 год целиком прошёл в археологии и подготовке базы знаний, которые понадобятся для написания текстов. Мы глубоко погрузились в историю Ордена и подняли информацию об уходе Великого Архитектора, о последовательности магистров после него, о Втором Архитекторе и Третьем Архитекторе, о разных составах Октавы и переходах меарийских Звёзд, рассмотрели и зафиксировали общие принципы прохождения Лестницы-в-Небо (система становления мага в Ордене), начертили план зиккурата Обители со всеми уровнями и подробными описаниями каждого. Собрали подборку сведений о меари - сквозных участниках событий цикла и об известных орденских людях (второстепенных персонажах). Работали над географией, сделав заготовку большой настенной карты и глобуса, историей (таймлайны с датами и примерным раскладом событий), выверили и сделали словарь иероглифов фейнганики. Мной был написан ряд эпизодов и текстовых отрывков из тайминга второй и третьей хроник. Шэйллхэ написал некоторое количество текстов о взаимоотношениях Иссары и Иллери - наставника и ученика. Также летом 2022 была сделана ещё одна редактура БМ - в книге исправлены фактологические ошибки допущенные при написании ввиду нехватки сведений на тот момент, улучшена стилистика и переписан эпилог.
Летом 2022, помимо плотной работы по археологии, у нас произошли три встречи.
Первая встреча - приехала Аня. Сначала - в гости, на Огнецвет (это была наша развиртуализация после 12 лет общения на расстоянии). После этого к концу года она приняла решение переехать в наш город на пмж.
В середине июля 2022 - приехали Кот и Сергей. Эта встреча ознаменовалась идентификацией человека, которого до этого мы знали как Кота, и первым личным знакомством с С.
20-е числа августа - встреча с Ковальски (Ключник впервые приезжает к нам в город, и это наша первая встреча, встреча нас как друзей, после решающих на личностнообразующем уровне событий, что в моей жизни, что в жизни К.), и в этой же встрече - знакомство с Тайли. Поход по побережью, темень в ущелье и подъём с пением Серебряного Гимна для поднятия духа, ночная гроза и луна над морем, костёр на лесистом утёсе, кофе ранним утром - нашедшийся у Т. для меня как по волшебству... Для меня.
Тем временем, под полотном происходящего, подтекстовым течением, пунктиром - проявлялась история возвращения Иллери.
"Кого бы из падших ты вернул, если бы мог?" - вопрос Альнары на Долгую Ночь 2021, когда, отпраздновав "Святыню Пустоши", стояли на берегу тёмного, залитого лунным светом моря и говорили о трёх падениях в истории Ордена. "Иллери", - ответил я не задумываясь. - "Я сделал бы так, чтобы Иллери вернулся".
По завершении работы над "Святыней Пустоши" непосредственно - в конце декабря 2021 - я действительно начал видеть его возвращение. Несмотря на диалог, приведённый выше, я не был к этому готов, это произошло совершенно неожиданно и было шоком. Куда большим шоком для меня стало то, какими именно были события, которые я увидел. Это опознавалось как будущее - спустя время после событий эпилога БМ, события, связанные с новым воплощением души Иллери в нашем мире. Открылось понимание о том, что этому предшествует его воплощение здесь - на Земле, мы либо современники, либо этот человек будет жить чуть позже (относительно текущей здесь и сейчас линии времени). В течение года мы периодически возвращались к разговорам об этом. А некоторые нюансы мотивации в моей работе мне стали яснее.
Ты узнаешь себя по моим строчкам
Между нами - свет звёзд, далёких, как чудеса Далеки от руки, сжимающей холод меча. Между нами - ни стен, ни мостов, Одни Небеса. Но если идти всё время наверх, - ляжет под ноги небо, нетронутый снег тронет сердце до слёз белизной - есть такие места.
Ты узнаешь себя По моим строчкам, Сопоставишь все Контрольные точки, И когда всё сойдётся - Уже не сможешь иначе. Ты узнаешь себя, И во всех красках, Ты прочтёшь о себе Страшную сказку, Но когда всё сойдётся - Нам улыбнётся удача.
Между нами - огни Чьих-то далёких миров, Адских каверн и отелей больших городов, Только сны иногда вдруг рисуют волшебную нить Той дороги, настолько прекрасной, что не объяснить. И если забыть - себя не простить, И мнится - растает, едва наступить, Но когда ты проснёшься, поверь - ты к ней будешь готов.
Ты узнаешь себя По моим строчкам, Ты расставишь (над йат) Все финальные точки, Ты поставишь на всё, И уже не сможешь иначе. Ты узнаешь себя, Жизнь вернёт краски, Мы напишем с тобой Хэппи энд сказки, И тогда, непременно - Нам улыбнётся удача.
Ты узнаешь себя По моим строчкам, Ты узнаешь себя По моим строчкам Ты узнаешь себя…
Знаешь, как это - падать, взрываясь в полёте сквозь тьму, На сотни осколков себя, что разбросаны в сотне миров? Знаешь, что значит - не быть, И стать мифом себе самому? Я бы тебе рассказал… Но ты знаешь об этом без слов. Больше, чем брат по обету, больше, чем друг, больше, чем враг - Между нами общий - не только шрам На запястье, что снова горит во снах. Между нами - общее знание света, Что ведёт к беде, обнажая мрак. Между нами - ненависть. Между нами - Тьма.
А Тьма - она, знаешь, тем злее, чем ниже тот мир, где сейчас Ты открываешь глаза навстречу страшному дню. Чем гуще воздух и тяжелей небо лежит на плечах - Тем проще забыться, сказав Слова, что нельзя говорить, что придавят ко дну.
Я бы тебе рассказал, но ты знаешь об этом без слов, Собрат мой по Тьме, что разлита Чернилами спрута внутри. Больше, чем брат, больше чем враг, больше, чем призрак из снов - Тот, кого ненавижу так, как ненавидят возлюбленных и богов, Тот, кто со мной разделил не только яд, боль и кровь, Но и знанье о том, как взрывается Бездна в крови.
Ты знаешь, что значит - измерить Бездну собой? Ты знаешь об этом, и не от меня, Это больше, чем Путь. Нельзя рассказать, что значит - быть сорвавшейся с неба звездой, И как Звезда, срываясь с груди, разбивает вдребезги суть. Но я бы тебе рассказал. Но ты знаешь об этом. Как и о том, как молиться отблескам Света. Как карабкаться Вверх по обрывкам стихов о рае из сна. Между нами общего больше, чем безумие и война. Между нами - Её Серебро. Между нами Её Тёмного Лика Тьма.
Её Тьма искрится звёздами, льдом под босой ногой. Нет, не прельстится взгляд никакой другой… Ты бы сказал, что ты знаешь об этом без слов. Но всё же я расскажу. Между нами Её Серебро, Между нами - прощение… И любовь.
(Праздник Даров, 2021)
Во время работы над "Святыней" случилось, помимо её самой и сопутствующих откровений, ещё одно, отдельно важное событие. Через соприкосновение с текстом описываемых событий - и контакт с собственной памятью тех времён, который до того момента казался невозможным (т.к. та память была утрачена) - я вспомнил Иллери. Не номинально, а очень живо, то, каким он был в те времена, в самом начале, его улыбку, взгляд. На Данаралин (Мабон) 2021 года он мне приснился. Это был не просто сон. Это был сон контакта. Ко мне - здешнему, в настоящий момент, в эту жизнь - во сне пришёл Иллери собственной персоной, и во сне он был таким, каким был во времена Фейнганы - уже после событий "Святыни Пустоши", но до "Таинственной Реки" - то есть, таким, каким я знал его больше всего, любил больше всего и лучше всего запомнил... (До этого он посещал меня лишь как Сюрери, в кошмарах, которые преследовали меня всю мою жизнь). Там, во сне, он общался со мной - и я просто понял и принял всё как есть. Я обнял его - как обнимал когда-то, когда мы были братьями - и проснулся в слезах. Проснувшись, я написал ему стихотворение (текст приведён выше), вернее, песню. Это горькая песня, но для меня она бесконечно дорога. В тот день я впервые совершенно чётко понял: он вернётся. Он вернётся к нам. Я понял, что люблю - и что, если от меня потребуется - сделаю всё для этого возвращения. Это был "коренной перелом". Моей личной войны (во мне самом). После того дня уже ничто не было и не могло быть прежним.
Всё, что касается моих проблем с попытками (в течение этого года) снова посмотреть в сторону работы над Империадой, можно изложить выжимкой из нескольких слов: Я НЕ ЗНАЮ, КАК ГОВОРИТЬ О СЮРЕРИ. А КАКАЯ ИМПЕРИАДА, НАХЕР, ЕСЛИ Я ЭТОГО НЕ ЗНАЮ?!?! Империада - это такое место, где я уже ни в чём не уверен, где едва я сажусь за комп и открываю файлы (да ладно! даже просто думаю в сторону того, что надо будет это сделать, когда я засяду дома и разберусь с бардаком в Вайлдхани) - я упираюсь в то, что я не понимаю, как, куда и надо ли. Я так и не смог написать сцену с шахматами. Я решил отложить вопрос Империады. Возможно, надолго.
Я попробовал написать Эпизод с Шахматами (момент, с которого начинается линейка событий падения Иллери). Я не могу это написать. Вообще не могу писать об Иллери. Адеквтно. Я упёрся в то, что я его не знаю. Я даже его личность в периоды Фейнганы - не помню. А с тех пор он неслабо так изменился. И, ессессно, это не тут случай, когда может помочь Связь /нервно смеюсь/.
Вышла песня про Белого Стража! Всем, кто о нём спрашивал и кому я обещал сказать как только так сразу - с радостью сообщаю эту новость ))) Это песня, написанная мной по мотивам легенды об Альнаике, Страже Северных Врат. Альнаика - река, берущая начало у вершин пиков горного хребта Белая Смерть. Название Альнаика переводится как Белый Ключ, а ещё его называют Белый Страж (тут игра созвучий). Альнаика падает с вершин в расселину между пиками, перевал, на котором стоит город-крепость - Северные Врата. Город частично выстроен на многочисленных мостах через Альнаику, на лестницах-уступах, карабкающихся по скалам над рекой, дома и улицы ступенчаты, когда смотришь со стороны (например, со стены Орденской обители, которая высится на скале чуть выше основного города), есть ощущение, что город вообще парит в воздухе над тесниной, по которой несётся белая от пены река, низвергающаяся в длинное извилистое ущелье, по которому поток бежит к подножию гор (это ущелье и используется как перевал, спуск на западную сторону хребта). Это - единственный (из сохранившихся) путь через горы, доступный для караванов и воинств, поэтому Северные Врата (и берега Альнаики) невозможно миновать, если тебе надо пройти на ту сторону хребта. По этой причине Северные Врата выдержали немало штурмов и осад, успешно: стены там ого-го, теснина с восточной стороны очень крута и плохо подходит для военных действий, а аллорийские арбалетчики - лучшие в мире, обычно у тех, кто шёл на город, не оставалось шансов даже подойти к стенам. Но говорили также в народе, что дело ещё и в другом: на водах реки лежат древние и сильные чары. А именно - тот, кто прольёт кровь на берегах Альнаики, не переживёт ближайших Врат Зимы (тамошний аналог Самайна). Ибо воды Альнаики всегда должны оставаться белыми, на тех, из-за кого они окрашиваются в другой цвет, падает проклятие реки. В конце великой войны, Империады Северные Врата были взяты и воды Альнаики окрасились кровью. "Властелин с ордой", который вторгся в город - падший меари, недолго наслаждался победой: проклятие сбылось. В то время уже никто в мире не помнил и не знал, что он сам когда-то, в другой жизни, был тем человеком, который заклял реку.
Писать текст - отсылать текст Шэллзу - получать его эмоции+воспоминания+кучу встречной инфы - писать текст - пить пиво с другим братом (рассказывая о тексте) - ехать сквозь дождь к Шэллзу, где много часов подряд говорить о тексте и о своей и братской памяти (Шэллз называет это Память Звезды), выстраивать археологию, петь и слушать песни - идти в текст - вот примерный рецепт идеальной жизни, и именно так прошли ближайшие несколько дней.
Дальше концентрированный визионерский снос, много Связи, спецэффектов и археологии по ХОА оптом Позавчера ездил к Шэлле в Химринг с ночёвкой. Отдавая дань ламбитам, на ужин мы пожарили мидий )) После этого Шэлле вырубило (он был, в отличие от меня, после работы), и он улёгся спать ко мне на плечо, пока я записывал Ашшимиевкий приход. В процессе он порой говорил со мной во сне, по своему обыкновению, из-за которого я в первое время нашей полусовместной жизни порой боялся, что он вообще никогда не спит. Что-то вещать сквозь сон для него настолько нормально, что я привык, что-то отвечал ему, поглаживая по голове и продолжая писать. Но тут внезапно он стал говорить очень интересные вещи: про легенду о Волне и Цветке, нечто сильное и очень выносящее. Выяснилось, что у него, параллельно повествованию моей "Жемчужины", идёт своё "кино в голове" о тех же событиях, но с его стороны. Иными словами - где у меня про то, как Мёрэйн ребёнком видел призрачного мальчика, которого считал воображаемым другом, и который перестал приходить после того, как матушка обратилась к ведунье, у него - про то, как маленький Джей в своих снах оказывался в Сэйде где-то на ламбитском побережье, пока с ним не поговорила ведунья... Зацепившись за это, мы вытащили на свет много подробностей о детстве Джейслинна (сказку и всё это запишет Шэллз, когда у него будет интернет). А дальше был день масштабного, плотного экскурса в археологию Хроник, в результате чего:
1. Загадка личности Орина раскрыта! Мы поняли, кто такой Орин, когда, где и почему. Шэллз заслушивался песней "Покой и Свобода", которая у меня всегда была мощнейшим ключом, и теперь, с его восприятием, - дозамкнулось, куда. Орин. 2. Мы полностью вспомнили историю Лотерена Монкуле. Видели видение того, что должно было стать пытками, но обернулось тем, что на груди у Монкуле расцвела Звезда Эдельвейс. Здесь же - откровение о том, как происходит процесс инициации, когда обретаешь Звезду, которую ты уже когда-то имел; а также много всего интересного насчёт Песни Силы, спетой Таифой для того, чтобы вытащить живописца из того здеца, в который он угодил (и правда о том, что песня не спасёт от рук палача, но вот превратить казнь в Прохождение и перейти Мост-Которого-Нет - может помочь). 3. Мы разобрались с тем, как именно окончил свою жизнь Орин, почему и зачем именно так, а заодно получили ответ на несколько лет мучивший меня вопрос, какое именно событие, связанное со смертью брата (и какого на самом деле брата), НАСТОЛЬКО сильно переживает Д.А. в прологе Империады (после чего и бросает Магистрский призыв), если хронологическое расхождение между этим эпизодом и смертью Ашшими составляет 4 года (это было главной неувязкой, в которую я упирался, думая о дебюте Империады, постоянно). Заодно поговорили о категориях добра и зла в восприятии Меарийской Звезды (именно Звезды, а не самого меари). Яркое видение о том, как Меарийская Звезда ушла от павшего Сюрери. Заодно упоминали мой поединок с Омнэмано в Архипелаге и рассуждали об аллюзиях встречи с собственным Отчаянием.
Попутно поднимали ключи, читали Калугинсткий Венок Сонетов (я читал, точнее), ставили друг другу ключные песни и, конечно, хохотали над некоторыми моментами до упаду ("Орлы, простершие крыла" над горной грядой, мимо которой Орин с посохом в руках гуляет по равнинам Астрааны, получив Звезду и в ней откосив от всех дел Ордена (Я как раз перед этим спрашивал, какой взгляд был у Альвэ на всё на это //) Ну, или Омнэмано, демон Отчаяния, явившийся Орину в обличье его самого // Действительно, как выглядит отчаяние меари, полюбуйтесь // и т.д. ))
Отдельное откровение - по поводу вторичного обретения меарийских Звёзд. Потрясающее было в том, что мы с Шэлле дошли до ответа на вопрос синхронно и не в режиме разговора. Это было в середине дня, после нескольких часов обсуждения истории Монкуле, Шэлле пошёл за креветками для кормления аксолотля, а я остался в Химринге, конспектируя всё то, что удалось вытащить. Попутно размышляя над тем, как же Монкуле инициацию-то прошёл в итоге. И на моменте записи про пытки меня накрыло. Возвращается Шэллз. Говорит с порога: "я тут пока в магазин ходил, много чего ещё понял. Принёс кучу инфы". Я: "Та же фигня. Кто начинает?" Бросили "камень, ножницы, бумагу". Бумага выпала у него, ножницы - у меня. Начинаю про Звёзды: "Понимаешь, вспоминая Империаду, я всегда упирался в вопрос, как в реалиях войны мы инициацию-то все проходили. Я что-то не припомню церемоний, да и условий для этого не было... А уж вспоминая Монкуле..." Тут Шэллз меняется в лице: "Ты не поверишь..." Я: "То, что ты хотел рассказать, на ту же тему, да?" Он кивает. В общем. По ходу, у нас синхронно, одновременно, на расстоянии был один и тот же приход с одним и тем же видением. Что само по себе... Сильно. Плюс ответ на, опять же, давно не дававший покоя вопрос... После Фейнганы не было никаких артефактов, хранящихся невесть где и надеваемых торжественно во время торжественной многочасовой церемонии. Всё проще и сложнее одновременно. Level-up. При вторичных прохождениях магической церемонией становится реальная жизненная ситуация, вместо инициатической чаши с ядом оказывается пыточная камера (или смертельная битва с раскраиванием тебя на винегрет), кровь обращается в Серебро с помощью памяти и знания, а Звезду возвращает Серебро Крови, потому что Звезда и Кровь - одно.
Потом много говорили про Огонька. Шэлле пел песню Таифы к Монкуле ( "Искусство счастья в этой долгой войне" Искусство счастья в этой долгой войне необходимо как дыхание трав, я беспечально прохожу по земле, по сожжённой земле, я целую ветра. Под мягким пеплом согревать семена, цветущий белым-белым ландышем путь утрат, все скорби небо омывает дождем, долгожданным дождем, на лице моем слезы любви.
Здравствуй, новое утро, здравствуй, новая боль, я с тобой, я с тобой, не грусти... Позволь, я возьму тебя в край живых рек, будешь гибкой зелёной змеёй... Свет рубиновый и золотой льется сквозь мои веки. Как прекрасна жизнь. О великое море без берега и без дна...
Беспечность радости среди руин. Я танцую в грязи неузнанным, весь в дорожной пыли, над пропастью, босиком по цепочке чудес, по осколкам зеркал, в лабиринте страниц и фресок, в совершенстве любого жеста, по храмовым стенам в мелодии цвета - кистью. По высоким ступеням в трещинах, я танцую в предчувствии встреч, драгоценных, как зерна цветка в перекрестье радуг. Я как ты - говорящий правду. Я танцую как видят сны на двоих с любимыми...
Медовая горечь волн, прохладная глубина, жемчуг звёзд, бездна - полная чаша... ласковая вода врывается в сердце жажды. Каждый из нас одинок. Но каждый из нас не один. Тоньше волоса нить, и дрожит серебром сеть небесных дорог...
С обнаженных клинков белым вихрем летят лепестки, из бесчисленных ран в переливах живого шелка струятся реки, темнота обнимает танцующих как рассвет, бесконечный рассвет над священной вершиной мира.
Руки неба как руки матери, и улыбка - отблеск на глади вод... в этой долгой войне акварелью рисую лилии. Научи меня счастью, о непрерывность линий!.. ) После чего к нам пришёл Энжи и Шэлле пережил сильное слияние с ним. В этом состоянии он потребовал поставить Тэм, мы глючили под это, и его унесло в видение архитектуры Астаэвера. В результате он написал (точнее, записал от Энжи) песню про Астаэвер - мощное рубилово в стиле "Мастера Снов", играть которое означает содрать себе пальцы в мясо, а петь обычным человеческим голосом это не представляется возможным )) Выглядел Шэлле в этом приходе эпично. Достаточно сказать, что когда он поднял глаза (опущенные к грифу, пока он брал аккорды), они оказались цвета Хэлльфовской гитары (при том, что биологичеки они карие, а выглядят чаще каре-зелёными).
Вывод: У нас уже есть полноценный материал ещё на одну Хронику (из тех, которые я хотел вытащить ещё давно). Это будет история Монкуле, и я назову её "Акварель" )) Если Шэллз будет не против )) Писать её надо будет после Мёрэйновского детства (хотя хочется уже прямо сейчас!), и она, с вытекающей из неё историей Орина, как и "Жемчужина", хронологически, событийно и логически подводит к Империаде.
Фильм «Адвокат дьявола» для меня – самое страшное кино, это страшнее всех когда-либо виденных мною ужастиков вместе взятых (а я любитель жанра, я видел их немало).
(Ответ на вопрос "Книга, которую вам больно и страшно перечитывать. Или фильм, который вам больно и страшно пересматривать").
Ещё одно слово для Анжелики - звёзды. Интересное слово для разбора )) Хотя бы тем, что слово "звезда" - Астэ - входит в название моего мира. Кроме того, это - исключение. Пожалуй, единственное слово изначально не каладского языка, которое я помню. Слово родом из астреарийского языка, и вот почему. Каладэ, аборигены планеты, никогда не смотрели и не смотрят на звёзды. Они им даже для навигации не нужны (каладэ ориентируются на местности совершенно иначе). Никогда представители этой расы не смотрели вверх. И в их языке изначально не было слова, обозначающего звёзды. Это слово принесли с собой пришельцы, инопланетяне, колонисты - астреари. Кстати, это их самоназвание переводится как "пришедшие с звёзд". Вот они-то всегда очень интересовались звёздами, и в их языке, знаю смутно, есть множество понятий, связанных с небом и астрономией, ну да речь не о том. Каладэ называли свою "землю" Ладэ, позже, когда две расы объединились в одну цивилизацию, стали говорить "Звезда Ладэ", и спустя много времени в человеческом языке это трансформировалось в Астелада. Астэ обозначает, строго говоря, не звезду, а небесное тело.
А вот слово "звёзды" в смысле "те, что на небе" будет обозначаться в зависимости от того, какие именно имеются в виду, либо словом ефэ - сакримы, звёзды ближних миров, они крупные и хорошо видны в ладианском небе; либо иль - мелкие звёзды, звёзды дальнего космоса. Если говорить о привычном землянам смысле слова "звёзды" - картина, которую увидишь ночью, глядя в ясное небо, то это, конечно, иль. ОТ этого слова образовано понятие илле - звёздный свет. Например, имя Иллери переводится как "Душа Звёздного Света".
"Существует ли что-то непростительное с вашей точки зрения? Что вам лично Что вам лично было бы трудно или даже невозможно простить?"
Вряд ли (существует что-то непростительное для меня лично). По крайней мере, я не знаю и не могу придумать ничего такого, чего я не мог бы простить, при условии, что видел бы искреннее раскаяние человека, понимание того, почему именно содеянное причинило боль и готовность больше так не делать. Если человек извинился, попросил прощения и показал, что содеянное вызывает у него сожаление, раскаяние – то я прощаю, даже если он натворил что-то совсем нелицеприятное (вроде выставления меня с вещами на улицу, унижений/оскорблений, лжи, клеветы и прочего). Правда, есть одно «но» - дежурные извинения с целью помириться и взяться продолжать в том же духе – не пройдут. Мне нужно чистосердечное раскаяние и изменение курса. Обычно так и случалось.
Кстати, в контексте ХОА (кто там говорил: «Хочу больше ХОА»? Ну, вот – в каждом посте, чё )) это ответ на «часто задаваемый вопрос»: простил бы я Иллери, если бы..? – Да, простил бы.