Тут будет пост на тему творчества, фидбека и откликов мира на творчество. Эта тема болела раньше, когда я меньше понимал себя. Сейчас стоит всё это разобрать. Я ждал момента для этого и сейчас - как раз-таки он. Ллайдэ. Сакрим о том, что такое Говорить-с-миром.
Я начал писать стихи в 16 лет, в октябре (кстати, под Ллайдэ как раз) 1998 года. Даже могу приблизительно назвать дату первого стихотворения - 3 или 4 октября. Этот нюанс важен: я не был из тех детей, которые начинают сочинять что-то раньше, чем учатся писать, которые в 8 лет читают свои стихи родным и т.д. Я ничего не сочинял и не понимал, зачем это нужно, пока не случилось одно событие, на следующий день после которого я начал писать стихи, причём пачками. Событие было такое: я узнал о том, что существует литературный анализ.
Я тогда поступил на подготовку к вузу и приступил к занятиям. Занятия вели профессора МГУ и Горьковского, в том числе литературоведение. И уже на первой лекции я охренел. Это было максимально не похоже на всё, что я привык слышать о литературе дома и в школе. Я привык к такому подходу, что искусство - это что-то красивое, запредельное, что невозможно понимать умом, надо только воспринимать и наслаждаться. Так читала стихи моя бабушка Павла Николаевна, так, примерно, подавала литературу учительница в школе. Поэтому, несмотря на то, что я с ранних лет мечтал рассказывать истории о том, что вижу в голове, я никогда не задумывался о том, чтобы заняться литературным творчеством. И тут! Я столкнулся с совершенно иным подходом! Я понял, что никогда не читал Пушкина - а ведь к тому моменту я прочёл всего Пушкина несколько раз, собрание сочинений от корки до корки, почти зачитал до дыр. Но при этом я осознал, что, фактически, не читал его - ведь я читал его совершенно неправильно! Я узнал, что текст произведения - это послание, состоящее из многих уровней, как слоёный пирог. Описание красивой природы или рассказ о событиях, которые переживают персонажи, - это лишь самый верхний, менее всего интересный слой пирога, корочка, которая сама по себе мало питательна. А под этим - слой аллюзий, реминисценций, литературных комплиментов, культурного слоя, отсылок к другим произведениям, диалога с авторами-современниками, с властью, с читателем, со страной - со всем миром! Я узнал, что слова для стихов выбираются поэтами не по принципу какое подошло под рифму и какое красивее, а являются ключами, в которых закодированы отсылки. По которым можно прочитать шифр послания, оставленного автором. Стилистика, символический ряд, звукопись, цветопись, тропы - всё это инструменты, с помощью которых можно донести то, что по каким-то причинам нельзя сказать прямо. А произведения не просто рассказывают истории о каких-то людях в каком-то историческом антураже - через эти истории тебя отсылают к другим историям, заставляют заглянуть в собственную душу. И что любая история, где бы и в какие бы времена ни происходило её действие, и как бы ни звали героев, - это прежде всего история о тебе самом и окружающем тебя мире, и рассказывается она тебе для того, чтобы ты задумался и понял, что тебе делать с окружающим миром, а главное - с собой.
Литература - это не для красоты, не для наслаждения, не для развлечения. Не для того, чтобы погрузиться в атмосферу Пушкинской эпохи, не для того, чтобы перенестись в другой мир. Литература - это мощное средство воздействия. Литература - это меч, это крест, это алтарь, это знамя. Литература - это то, что сделало Великую французскую революцию и породило фашизм. Литература же вывела из сумрака сознания целые народы. Литература - это то, что воспитало поколения людей такими, какие они есть. Литература - это оружие, способное перекраивать умы и судьбы. Это было главное, что я услышал из лекции, которая вообще-то была просто разбором одного из программных произведений. В тот миг для меня всё переменилось, свершилось, вспыхнуло, взорвалось и прояснилось навсегда. Я понял, чем хочу и должен заниматься всю жизнь. Я понял: зачем мне морская школа, зачем мечты стать военным. Зачем вообще оружие, боевые искусства, дипломатия и какие-либо ещё методы воздействия - есть литература!!!
Впервые в жизни я не шёл - я летел окрылённый по ночной Москве. Я не мог уснуть той ночью и всё думал об этом. На следующий день я написал своё первое стихотворение:
Мечта моя стала судьбою
В жестокой и трудной борьбе.
Судьба моя стала мечтою,
Подаренной мною себе.
Она стала берегом милым,
Похожим на те берега,
Где по чудосветным равнинам
Ничья не ступала нога.
Пройдя через холод и пламя,
Испробовав яд и вино,
Став пылью, гонимой ветрами -
Достигну её всё равно.
Я писал стихи без перерыва, в автобусах по дороге в университет, идя по улицам, ночами в постели, даже во сне. Я был воодушевлён, вдохновение захлёстывало меня. И у этого вдохновения был очень простой, раскладываемый логически рецепт, о котором я никому никогда не говорил. Это была мысль о том, что через 100 лет мои произведения будут, возможно, вот так же разбираться в универе, и профессора, расшифровавшие мои послания, будут объяснять студентам, что я ходел сказать миру, как закодировал это в тексте и какие ключи нужны для того, чтобы понять шифр.
Много позже, спустя годы, проходя круги моего нигредо, я кошмарился и кошмарил о том, что, вероятно, слишком хочу славы, популярности и внимания к себе. Я с завидками смотрел на друзей, которые пишут чисто ради своего удовольствия, для которых сам творческий процесс - счастье и радость, состояние естественное, как цветение для цветка. Я такому подходу честно пытался научиться. Но никак. Я не могу написать песню, если не думаю о сотнях тех людей, которые будут подпевать словам и проживать путь героя, транслируемый вот этим, что я сейчас складываю. Я не могу написать стихи, не думая о том, кем и как они будут прочитаны и что можно из них вынести. Если знаю или подозреваю, что они прочитаны не будут - не будет стихов, не из вредности, я просто не смогу, как огонь не может гореть, когда не хватает воздуха.
Очень долгое время я считал себя каким-то ущербным по сравнению с другими творческими людьми. Ведь вот - все пишут лишь потому, что из них рвётся, что через них течёт, что они этим дышат, что они этим живут. А я так не могу, из меня ничто само по себе не рвётся, если я только не вижу, что кто-то готов ловить это, и мне нужны какие-то странные вещи. Чтобы меня читали, чтобы стрела всегда попадала в цель - иначе зачем спускать тетиву.
А на самом деле - виноваты звёзды )))
Я начал писать стихи в 16 лет, в октябре (кстати, под Ллайдэ как раз) 1998 года. Даже могу приблизительно назвать дату первого стихотворения - 3 или 4 октября. Этот нюанс важен: я не был из тех детей, которые начинают сочинять что-то раньше, чем учатся писать, которые в 8 лет читают свои стихи родным и т.д. Я ничего не сочинял и не понимал, зачем это нужно, пока не случилось одно событие, на следующий день после которого я начал писать стихи, причём пачками. Событие было такое: я узнал о том, что существует литературный анализ.
Я тогда поступил на подготовку к вузу и приступил к занятиям. Занятия вели профессора МГУ и Горьковского, в том числе литературоведение. И уже на первой лекции я охренел. Это было максимально не похоже на всё, что я привык слышать о литературе дома и в школе. Я привык к такому подходу, что искусство - это что-то красивое, запредельное, что невозможно понимать умом, надо только воспринимать и наслаждаться. Так читала стихи моя бабушка Павла Николаевна, так, примерно, подавала литературу учительница в школе. Поэтому, несмотря на то, что я с ранних лет мечтал рассказывать истории о том, что вижу в голове, я никогда не задумывался о том, чтобы заняться литературным творчеством. И тут! Я столкнулся с совершенно иным подходом! Я понял, что никогда не читал Пушкина - а ведь к тому моменту я прочёл всего Пушкина несколько раз, собрание сочинений от корки до корки, почти зачитал до дыр. Но при этом я осознал, что, фактически, не читал его - ведь я читал его совершенно неправильно! Я узнал, что текст произведения - это послание, состоящее из многих уровней, как слоёный пирог. Описание красивой природы или рассказ о событиях, которые переживают персонажи, - это лишь самый верхний, менее всего интересный слой пирога, корочка, которая сама по себе мало питательна. А под этим - слой аллюзий, реминисценций, литературных комплиментов, культурного слоя, отсылок к другим произведениям, диалога с авторами-современниками, с властью, с читателем, со страной - со всем миром! Я узнал, что слова для стихов выбираются поэтами не по принципу какое подошло под рифму и какое красивее, а являются ключами, в которых закодированы отсылки. По которым можно прочитать шифр послания, оставленного автором. Стилистика, символический ряд, звукопись, цветопись, тропы - всё это инструменты, с помощью которых можно донести то, что по каким-то причинам нельзя сказать прямо. А произведения не просто рассказывают истории о каких-то людях в каком-то историческом антураже - через эти истории тебя отсылают к другим историям, заставляют заглянуть в собственную душу. И что любая история, где бы и в какие бы времена ни происходило её действие, и как бы ни звали героев, - это прежде всего история о тебе самом и окружающем тебя мире, и рассказывается она тебе для того, чтобы ты задумался и понял, что тебе делать с окружающим миром, а главное - с собой.
Литература - это не для красоты, не для наслаждения, не для развлечения. Не для того, чтобы погрузиться в атмосферу Пушкинской эпохи, не для того, чтобы перенестись в другой мир. Литература - это мощное средство воздействия. Литература - это меч, это крест, это алтарь, это знамя. Литература - это то, что сделало Великую французскую революцию и породило фашизм. Литература же вывела из сумрака сознания целые народы. Литература - это то, что воспитало поколения людей такими, какие они есть. Литература - это оружие, способное перекраивать умы и судьбы. Это было главное, что я услышал из лекции, которая вообще-то была просто разбором одного из программных произведений. В тот миг для меня всё переменилось, свершилось, вспыхнуло, взорвалось и прояснилось навсегда. Я понял, чем хочу и должен заниматься всю жизнь. Я понял: зачем мне морская школа, зачем мечты стать военным. Зачем вообще оружие, боевые искусства, дипломатия и какие-либо ещё методы воздействия - есть литература!!!
Впервые в жизни я не шёл - я летел окрылённый по ночной Москве. Я не мог уснуть той ночью и всё думал об этом. На следующий день я написал своё первое стихотворение:
Мечта моя стала судьбою
В жестокой и трудной борьбе.
Судьба моя стала мечтою,
Подаренной мною себе.
Она стала берегом милым,
Похожим на те берега,
Где по чудосветным равнинам
Ничья не ступала нога.
Пройдя через холод и пламя,
Испробовав яд и вино,
Став пылью, гонимой ветрами -
Достигну её всё равно.
Я писал стихи без перерыва, в автобусах по дороге в университет, идя по улицам, ночами в постели, даже во сне. Я был воодушевлён, вдохновение захлёстывало меня. И у этого вдохновения был очень простой, раскладываемый логически рецепт, о котором я никому никогда не говорил. Это была мысль о том, что через 100 лет мои произведения будут, возможно, вот так же разбираться в универе, и профессора, расшифровавшие мои послания, будут объяснять студентам, что я ходел сказать миру, как закодировал это в тексте и какие ключи нужны для того, чтобы понять шифр.
Много позже, спустя годы, проходя круги моего нигредо, я кошмарился и кошмарил о том, что, вероятно, слишком хочу славы, популярности и внимания к себе. Я с завидками смотрел на друзей, которые пишут чисто ради своего удовольствия, для которых сам творческий процесс - счастье и радость, состояние естественное, как цветение для цветка. Я такому подходу честно пытался научиться. Но никак. Я не могу написать песню, если не думаю о сотнях тех людей, которые будут подпевать словам и проживать путь героя, транслируемый вот этим, что я сейчас складываю. Я не могу написать стихи, не думая о том, кем и как они будут прочитаны и что можно из них вынести. Если знаю или подозреваю, что они прочитаны не будут - не будет стихов, не из вредности, я просто не смогу, как огонь не может гореть, когда не хватает воздуха.
Очень долгое время я считал себя каким-то ущербным по сравнению с другими творческими людьми. Ведь вот - все пишут лишь потому, что из них рвётся, что через них течёт, что они этим дышат, что они этим живут. А я так не могу, из меня ничто само по себе не рвётся, если я только не вижу, что кто-то готов ловить это, и мне нужны какие-то странные вещи. Чтобы меня читали, чтобы стрела всегда попадала в цель - иначе зачем спускать тетиву.
А на самом деле - виноваты звёзды )))
20.10.2020 в 21:48
21.10.2020 в 11:58
"хотя я еще не вышла на единственно верный для себя путь" - это очень сложный и долгий процесс, особенно если отправная точка далеко от этого, а с детства никто не учил тому, что пути у всех разные и поиск своего пути - это нормально. Уже предельно важно - просто сделать шаг из ситуации, в которой жизнь течёт по инерции в тех моделях поведения и мышления, которые существовали изначально, и, несмотря на то, что они тебя не устраивают совершенно, они продолжают довлеть, поскольку ты не знаешь, что всё можно изменить и найти другие модели.
Поиск себя и оптимальных для себя вещей - это процесс поступательный, от тех, что менее верны, к тем, что ближе к истине. Ты придёшь к тому, что тебе нужно - я в тебя верю!